Событие стало первым, которое приняло новое здание Третьяковской галереи на Кадашевской набережной. Современное просторное здание вместило более трех тысяч делегатов. Фестиваль разместился на семи площадках. Среди них: Музей Москвы, парк Горького, ВДНХ, ГЭС-2 и, конечно, три здания Третьяковки. Деловая программа фестиваля «Интермузей» включает в себя более 70 событий. В ней примут участие три сотни российских специалистов и иностранных экспертов из стран БРИКС и СНГ, а также участники Международного совета музеев (ИКОМ). «Известия» побывали на открытии и оценили масштаб задуманного.
Миссионеры
Фестиваль открылся по-рабочему. «Интермузей» — реальная площадка для дискуссий и консолидации. Руководители крупнейших музеев страны и иностранные гости собрались на пленарное заседание, чтобы обсудить проблемы отрасли, поделиться опытом и разработать новые прикладные решения. От имени Министерства культуры участников приветствовала Ольга Любимова. Тема фестиваля «Музей — это люди». И как сказала министр культуры, она подчеркивает важность человеческого капитала. В России много признанных профессионалов своего дела, настоящих энтузиастов. Многие из них были в зале.
Основное отличие «Интермузея» этого года то, что он стал более прикладным и профессиональным. Все векторы обсуждения сформировались из запросов коллег крупных институций и региональных музеев. В ходе обсуждения выделили 80 тем. Это то, что остро волнует сообщество. Их все и обсудят за четыре дня фестиваля с 23 по 26 мая.
— Пока мы занимались этими прикладными вопросами организации, поняли, что надо разделить «Интермузей» на две программы, — сообщила директор департамента музеев и внешних связей Министерства культуры РФ Елена Харламова. — Сделать форум «Интермузей» и проводить его весной. А «Интермузей» ЭКСПО пройдет в сентябре.
Директор департамента музеев и внешних связей Минкультуры России Елена Харламова
Миссией музея является разговор с посетителями на фундаментальные темы, такие как история страны и ответственность перед будущими поколениями, выразил уверенность генеральный директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.
— Мы сегодня позиционируем Россию, как страну консервативных ценностей, — сказал специальный представитель президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, — Для нас это принципиально. И очень важный момент, как соединить консерватизм и ценности с развитием.
Как говорит опытный политик, во всем мире знают про наши традиционные ценности. За 40 лет, что Швыдкой занимается международными культурными связями, иностранцы всегда желают видеть только Третьяковку, ансамбль Моисеева, «Березку», Русский музей, ГМИИ имени Пушкина.
Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой
— У Толстого есть такое понятие — «скрытое тепло патриотизма». Мы должны представлять Россию, которую мы любим, так, чтобы было понятно, что эта страна, где хранят традиционные ценности, где к браку относятся как к союзу мужчины и женщины. И я вас уверяю, половина Европы и Америки считает также, — уверен Михаил Швыдкой. — И если эти ценности для нас важны, мы их должны демонстрировать. Но при этом мы должны показать, что сегодня в России много такого, что не уступает никаким мировым явлениям.
В связи с политической ситуацией даже самым известным музейным институциям сейчас не показать свои сокровища. Есть опасность невозврата. По мнению Михаила Швыдкого, не страшно вывозить экспозиции в Китай, Азербайджан, может быть, отдельные страны Персидского залива. В Америке, Европе и Канаде — большие экономически развитые рынки искусства. Поэтому в трудные времена выставки российских музеев в этих странах помогали заработать и выжить. Сейчас рынок есть только в Китае. Огромный и плохо исследованный для нас — в Индии. Но в эту страну сложно вывозить живопись. Температурно-влажностный режим не подходит для шедевров. В Индии можно выставлять металлы, керамику, представлять литературу. Несмотря на закрытые границы для российского искусства на Западе, для нас ничего страшного не происходит. Как говорится, есть время сосредоточиться на себе.
Новые лица
Каждый день работы фестиваля будет посвящен одной из актуальных тем: развитию и вызовам, стоящими перед музеями, обмену опытом профессионалов разных специальностей, а также взаимоотношениям музеев и широкой аудитории. Обсудят потенциал институций, какие революционные шаги сделала наша реставрация, как программировать посетительский опыт, жизнь в цифровую эпоху. Поговорят о том, что позволяет быть музею доступным, что мешает обмену экспонатами, о реализации проекта «Пушкинская карта» и о многом другом.
Генеральный директор АНО «Институт развития интернета» Алексей Гореславский
Среди неожиданных приобретений «Интермузея» — участие в нем Института развития интернета. На фестивале будет представлено несколько проектов, созданных при поддержке ИРИ.
— В первую очередь это сериал «Всё ОК», где главным героем является экскурсовод, также представлен проект «1812», сделанный вместе с Музеем Москвы, — рассказал «Известиям» генеральный директор Института развития интернета Алексей Гореславский. — Это демонстрирует мультиформатность подхода. Дело в том, что показывать музеи в целом и знакомить с музейным делом можно по-разному. Например, в форме сериала, художественных фильмов и даже в виде компьютерной игры. У ИРИ есть совместный проект с Пушкинским музеем.
Хранители знаний и культуры
В мире ведется дискуссия на тему — нужны ли вообще музеи? У российского экспертного сообщества единогласное мнение — безусловно, нужны.
— Музеи — великое достояние человечества, которое надо сохранять, — считает генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. — Музеи очень многое хотят и могут рассказать. Музейная экспозиция — айсберг, скрывающий в себе много скрытых смыслов. А чтобы их донести, создаются современные новые пространства.
Директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России Михаил Пиотровский
По мнению Михаила Пиотровского, музей категорически не должен заигрывать с аудиторией. Аудитории не надо угождать, а тем более не надо ею манипулировать. Надо находить способ рассказывать так, чтобы заставлять человека думать. И думать так, как надо. Но найти грань между манипулированием и воспитанием людей — очень сложная задача.
— Музей в воспитании личности способствует как ничто другое, — сказал «Известиям» ректор Санкт-Петербургской академии художеств Семен Михайловский. — Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев об этом говорил, что должны быть библиотеки и музеи. Они хранители знаний и культуры. Это важно для нас всех, а особенно — для начинающих художников.
Национальная премия
Под финал первого дня работы фестиваля прошла Национальная премия в области музейного дела им. Д.С. Лихачева. Награды получили лучшие из лучших в 16 номинациях. Половина из них предназначена для служителей музеев — от смотрителей до руководителей. Вторая половина наград относится к мероприятиям и музейным проектам. И почетная номинация — за преданность служению музейному делу. Лауреатов выбирает само сообщество.
Победителем в номинации «Хранитель» стала советник генерального директора по вопросам учета и хранения государственного музея-заповедника «Петергоф» Тамара Носович. Лучший «Научный сотрудник» работает в Историческом музее — это Денис Журавлев. «Экскурсовод» — Екатерина Яковлева из Шереметевского дворца. Лауреат в номинации «Музейный смотритель» — Вера Здоренко из Третьяковки.
В номинации «Реставратор» — Татьяна Ващенко из Музеев Московского Кремля. Лучший «Руководитель музея» — Василий Панкратов из музея-заповедника «Гатчина». Лауреат в номинации «Пиар-кампания музея» — Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева». Специальный приз от VK — Музей Победы. Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО наградили за проект «Дом культуры СССР». Лауреат в номинации «Национальное достояние» — Луганский краеведческий музей. А «Музеем года» признали Государственный объединенный музей-заповедник истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева, город Владивосток.